Окружающий мир 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таёжинская начальная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № 1
от «20» августа 2020
Руководитель ШМО
Подпись:___________Дубинкина О.А.

Утверждаю
Заведующая
Приказ № 41
от « 28» августа 2020
Подпись ________Л.М. Грачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для учащихся 1-4 классов
(УМК «Школа России»)
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО)
Срок освоения программы – 4 года (270часов)

Составители программы:
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории Дубинкина О.А.,
учителя начальных классов Керш
Ю.Л., Вычужанин А.Б.

д. Таёжная

1

Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………....4
Содержание учебного предмета…………………………………………………... …15
Тематическое планирование……………………………………………………… ….21
Календарно-тематический план……………………………………………………….22

2

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов
(УМК «Школа России») составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (с изменениями);
- Примерной основной образовательной программой начального общего
образования, одобренной решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018
№345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной
программы начального образования по окружающему миру: Окружающий мир. Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы:
пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение,
2014. — 205 с.
Данная программа ориентирована для работы по учебникам: Плешаков А.А.
Окружающий мир.
-

-

Основными целями начального обучения по окружающему миру являются:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и
культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически
обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в
социуме.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 270 часов согласно
учебному плану, в том числе: в 1 классе – 66 часа (2 часа в неделю, 33 учебные недели),
во 2 - 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) в каждом классе.
Формы контроля
3

Содержание, формы и периодичность текущего определяются учителем с учетом
степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся класса.
Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы,
проверочные и контрольные работы, проекты.
Коррекционный блок
Для учащихся, которым решением ПМПК ЗПР рекомендовано обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе, предусмотрено освоение
содержания по учебному предмету «Окружающий мир» на уровне не ниже базового с
результатом не ниже удовлетворительного. Обучение организовано совместно с другими
учащимися в условиях классно-урочной системы
Технологии обучения:
здоровьесберегающая;
личностно-ориентированное обучение;
дифференцированное обучение (индивидуальный подход с учетом специфики развития
психики и здоровья ребенка);
информационно-коммуникационная.
Методы обучения:
коммуникативный метод;
наглядно-иллюстративный метод;
познавательный метод;
преобразовательный метод;
систематизирующий метод;
контрольный метод.
Формы работы:
памятки-инструкции с алгоритмом выполнения;
выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам, тесты, задания практической
направленности;
подбор/поиск примеров;
наблюдение;
пересказ по вопросам и опорным словам.
Формы контроля:
Текущий контроль знаний осуществляется с использованием опорных схем через
устные, письменные опросы, самостоятельные работы, дифференцированные
проверочные работы, индивидуальные задания, выполнение творческих заданий,
тематические тесты.
Результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты 1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к
определённому этносу;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в
отношении своей Родины;
• первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ
Родины как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для
разных народов);
4

• ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
• первичные представления об изменении человека и окружающего мира с течением
времени, овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на
основе представлений о развитии техники, в том числе электронной; представление о
новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку,
бережно относиться к школьным принадлежностям — учебнику, рабочей тетради и др.);
• положительное отношение к школе и учебной деятельности;
• первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное
отношение к природе и окружающему миру в целом;
• эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего
мира;
• этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия
с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия
при выполнении совместных заданий;
• первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни через выявление
потенциальной опасности окружающих предметов, знакомство с правилами безопасности
в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко
сну, правильного питания,выполнения гигиенических процедур;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом
людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные знания и умения;
• планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что — потом);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная
ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
• сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя
«Странички для самопроверки»;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим
успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для
передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки
и пр.);
• находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов,
иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
• понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную
информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или предложенных
учителем;
• анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
• проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
• устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
5

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем,
подготовке сообщений и пр.;
• располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного
времени «раньше — теперь».
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками,
не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если
на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в
паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.)
по теме проекта.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
различать наиболее распространенные лиственные и хвойные растения; комнатные
растения и растения цветника; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя); группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
приводить примеры природных и культурных объектов своего населенного пункта;
школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи; примеры правил по
уходу за комнатными растениями и домашними животными;
указывать название своей страны, своего населенного пункта (городского, сельского),
своей улицы и своей школы; имена, отчества и фамилии членов своей семьи;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, в общественном транспорте и на
дороге, в природе; правила безопасности в сети Интернет;
проводить несложные групповые и индивидуальные наблюдения в окружающей среде под
руководством учителя;
использовать небольшие тексты о природе и обществе (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с
использованием явно заданной информации.
Планируемые результаты 2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской
Федерации — русского языка;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в
природе и обществе);
6

• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре
разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной
одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе
представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника
на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; познавательные
мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на
уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их
последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным,
окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных
сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других
городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье,
семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия
при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и
работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей
между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек,
осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых
ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при
выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания
и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; фиксировать в
конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя
«Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе
совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих
тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения
заданий, из разных источников;
7

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемырисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением
отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в
природе, между отраслями экономики, производственные цепочки). Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в
соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять
роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:

распознавать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, наиболее распространенные в своей местности дикорастущие и культурные растения,
диких и домашних животных; явления живой и неживой природы; сезонные явления в разное
время года, основные группы растений (деревья, кустарники, травы), животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери); не менее 3–4 созвездий звездного неба;
описывать на основе предложенного плана изученные природные объекты, культурные объекты
(достопримечательности родного края, музейный экспонат) и природные явления (в том числе
сезонные изменения), используя предложенный план или опорные слова;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека, осознавая необходимость бережного отношения к природе; примеры
традиций, обычаев и праздников народов своего края; примеры важных событий прошлого и
настоящего родного края; примеры хозяйственных занятий жителей родного края, членов своей
семьи, соотнося их с профессиями;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, солнцу, компасу;
8

узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
уметь вести себя при прослушивании гимна России;
находить на карте России Москву, свой регион и его главный город;
соблюдать режим дня школьника, правила личной гигиены и правила сохранения здоровья в
различные сезоны года;
соблюдать правила поведения в музее, театре; правилам безопасного поведения в природе, в
общественном транспорте и при переходе улицы, следуя знакам дорожного движения; правила
безопасности в сети Интернет;
проводить под руководством учителя несложные наблюдения в окружающей среде, измерять
температуру воздуха и воды, ставить опыты по исследованию природных объектов, следуя
инструкциям и правилам безопасного труда;
использовать справочные издания и детскую литературу о природе и обществе (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для ответов на вопросы с
использованием явно и неявно заданной информации;
создавать на основе небольших текстов о природе и обществе собственные высказывания по
заданному плану.

Планируемые результаты 3 класс

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историкокультурным наследием городов Золотого кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе
знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран,
в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное
рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой
и человеком, между разными странами и народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на
основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и
различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной
жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного
ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание
личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и
социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к
своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии,
знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов
России и разных стан мира; этические чувства и нормы на основе представлений о
внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм
экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами,
соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к
окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,
в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов
человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире,
9

доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности
в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностямв ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения
работы на различных этапах урока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия в течение урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на
уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться
к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки»
и критерии, заданные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и
корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих
тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и
научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и
схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную
информацию в виде схем, рисунков,
фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с
выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды
в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в
соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков,
условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы
(в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и
вопросов;
• формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не
перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
10

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в
общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении
заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:

распознавать изученные объекты (в том числе – звезды и планеты, полезные ископаемые, тела и
вещества, наиболее распространенные в быту вещества, группы и виды растений, группы и виды
животных, грибы, растения и животных из Красной книги России, своего края; системы органов
человека) и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты (в том числе – свойства воды и
воздуха, памятники культуры России, ее достопримечательности), выделяя их существенные
признаки;
находить на карте мира Российскую Федерацию;
сравнивать по предложенному плану объекты живой и неживой природы на основе 3–4 внешних
признаков или известных характерных свойств;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
использовать знания о взаимосвязях в природе, между природой и человеком для объяснения
простейших явлений и процессов в природе; знания о связях между соблюдением правил личной
гигиены человека, занятиями физической культурой и спортом, соблюдением режима дня и
здоровьем человека для сохранения здоровья;
приводить примеры ценности природы для жизнедеятельности человека, необходимости
ответственного отношения к ней;
узнавать название своего края, его столицы, символы своего региона, уникальные памятники
России, ее достопримечательности;
различать прошлое, настоящее, будущее; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
составлять родословную схему, указывая фамилии, имена и отчества членов семьи;
соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте; правила
безопасности в Интернете;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе при наблюдении звездного
неба находить Полярную звезду) и ставить опыты по исследованию природных объектов и
явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам
безопасного труда;
использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе
на заданную тему (2-–3 предложения), сопровождая выступление иллюстрациями
11

Планируемые результаты 4 класс

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих
представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о
государственном устройстве Российской Федерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости
за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с
достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской
гражданственности «Единство в многообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и
всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное
наследие» и «Всемирное культурное наследие»* целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения
астронома, географа, историка, эколога;
• уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание
их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности
в жизни общества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том
числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её
современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
• осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в
соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной
деятельности и личностный смысл учения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность
объектов природы, будущее России*;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и
родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и
родного края в различные периоды истории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих
соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе
при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном
разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным
достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и
духовых ценностей родной страны и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
• сохранять учебную задачу в течение всего урока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии
12

с изучаемым материалом урока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для
раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
• планировать свои действия;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей
работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как
в конце действия, так и по ходу его реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными
знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для
передачи информации;
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека,
Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов
(художественных и познавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
учебных задачпонимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
прочитанную информацию в виде таблиц, схем,
рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными
нормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении
рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических
задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и
вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать
вопросы;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
13

• аргументировать свою позицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и
ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и
принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом
возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его
участников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что
нет;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую
партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:

распознавать изученные объекты (в том числе планеты солнечной системы, природные зоны,
основные природные сообщества) и явления живой и неживой природы (в том числе смена дня и
ночи, смена времен года) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем
мире;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты (природные зоны, растения и
животных разных природных зон России, особенности труда и быта людей в разных природных
зонах, отдельные исторические события, вклад в историю страны ее выдающихся деятелей,
традиции и обычаи народов России), выделяя их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе 3–5 внешних признаков или известных
характерных свойств;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая 1–2
признака для группировки; проводить простейшие классификации;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов
в природе (смена дня и ночи, сезонные изменения на Земле, особенности растительного и
животного мира природных зон в соответствии с природными условиями, взаимосвязи
организмов в природном сообществе (цепи питания), экологические связи в разных природных
зонах, природных сообществах);
демонстрировать готовность к соблюдению норм экологической безопасности в повседневной
жизни, осознавая ценность природы и необходимость ее охраны;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; государственные
праздники РФ; достопримечательности столицы и родного края;
понимать роль Конституции РФ как основного закона страны и Президента РФ как главы
государства;
показывать на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его
главный город; на физической карте – крупные географические объекты России (горы, равнины,
реки, озера, моря, омывающие территорию России); на исторической карте места исторических
событий;

14

находить место изученных событий на «ленте времени», соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; правильную последовательность исторических эпох
на ленте времени;
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, личную ответственность за сохранение
и укрепление своего здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в природе, на улице, в транспорте, общественных
местах, у водоемов; правила безопасности в Интернете;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию
природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
использовать различные справочные издания, тексты о природе и обществе (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) для поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы;
создавать небольшие собственные устные или письменные высказывания о природе и обществе
на заданную тему (3–5 предложений)

Содержание учебного предмета
Человек и природа
Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего
мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о
времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели,
времён года, месяцев.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные
объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы.
Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц,
смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в
окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга —
украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между
растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью
моделей.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода,
природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах
Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны
в космических исследованиях.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их
названия, расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли,
особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью
термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
15

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые
растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и
питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их
разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и
несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия.
Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания
разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания.
Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края,
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и
взаимосвязи в нём: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.
Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей
местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в
природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране
природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы.
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3
примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их
проведении.
16

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их
роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры
тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее
представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов
семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной
помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека.
Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как
хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных
источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о
способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые
электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии
электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от
погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая,
домашняя и др.).
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника.
Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника,
составление режима дня.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в
экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение
безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни
человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей.
Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное
мастерство.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села.
Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об
истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования
17

велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный,
гоночный, детский трёхколёсный и др.).
Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление
плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная
площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города
Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края.
История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории.
Историческая карта.
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной
жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на
Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история
Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего
времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории
человечества.
18

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию
человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб,
порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные
дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том
числе при езде на велосипеде.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании
компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях
(балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при
контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила
безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой
фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг
каждого человека.
1 КЛАСС (66 ч)
Введение (1 ч)
Задавайте вопросы!
Что и Кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у
нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на
подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие
насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша
планета?
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в
наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда
берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь
птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда (11 ч)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут
белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда
изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть
много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и
телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем
строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
19

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди
осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
2 КЛАСС (68 ч)
Где мы живем? (4 ч)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени.
Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают
растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные
растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка.
Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает
транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа
пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы –
зрители и пассажиры.
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности.
Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский
Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по
материкам. Страны мира. Впереди лето.
3 КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир? (7 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода.
Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое
почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие
растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и
развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и
движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места.
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа
экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает
промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (13 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое
Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По
знаменитым местам мира.
4 КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
20

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая
книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами
эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (11 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона
арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У
Черного моря.
Родной край – часть большой страны (14 ч)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши
подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных
водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века:
время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время:
история продолжается сегодня. Жизнь древних славян.
Страницы истории России 20
Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней
Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва.
Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил
Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы
истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов.
Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные
символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

№
п/п

№
п/п

№
п/п
1
2

Тематическое планирование
1 класс
Тема

Количество часов

Задавайте вопросы!
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?

1
20
12
11
22
2 класс

Тема

Количество часов

Где мы живем
Природа
Жизнь города и села
Здоровье и безопасность
Общение
Путешествия

4
20
10
9
7
18
3 класс

Тема

Количество часов

Раздел «Как устроен мир»
Раздел «Эта удивительная природа»

7
19
21

3
4
5
6

Раздел «Мы и наше здоровье»
Раздел «Наша безопасность»
Раздел «Чему учит экономика»
Раздел «Путешествие по городам и
странам»

№
п/п
1
2
3
4
5
6

10
7
12
13
4 класс

Тема

Количество часов

Раздел «Земля и человечество»
Раздел «Природа России»
Раздел «Родной край – часть
большой страны»
Раздел «Страницы Всемирной
истории»
Раздел «Страницы истории России»
Раздел «Современная Россия»

9
11
14
5
20
9

Календарно-тематический план
1 класс

№
п/п

№
в
разде
ле

1

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Дата проведения
планируем
ая

фактичес
кая

Тема учебного занятия

Примеча
ние

Раздел "Задавайте вопросы" (1 ч)
Задавайте вопросы!
Раздел "Что и кто?" (20 ч)
Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Что мы знаем о Москве?
Проект «Моя малая родина»
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений?
Что растёт на подоконнике?
Что растёт на клумбе?
Что это за листья?
Что такое хвоинки?
Кто такие насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие птицы?
Кто такие звери?
Что окружает нас дома?
Что умеет компьютер?
Что вокруг нас может быть опасным?
На что похожа наша планета?
22

21

20

22

1

23

2

24

3

25
26
27
28
29
30
31
32

4
5
6
7
8
9
10
11

33

12

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

44

11

45

1

46
47
48
49
50
51

2
3
4
5
6
7

52

8

53

9

54

10

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая
родина»
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живёт семья? Проект «Моя семья»
Откуда в наш дом приходит вода и куда
она уходит?
Откуда
в
наш
дом
приходит
электричество?
Как путешествует письмо?
Куда текут реки?
Откуда берутся снег и лёд?
Как живут растения?
Как живут животные?
Как зимой помочь птицам?
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Как, откуда и
куда?». Презентация проекта «Моя
семья»
Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно?
Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота?
Когда наступит лето?
Где живут белые медведи?
Где живут слоны?
Где зимуют птицы?
Когда появилась одежда?
Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где и когда?».
Презентация проекта «Мой класс и моя
школа»
Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днём, а
звёзды — ночью?
Почему Луна бывает разной?
Почему идёт дождь и дует ветер?
Почему звенит звонок?
Почему радуга разноцветная?
Почему мы любим кошек и собак?
Проект «Мои домашние питомцы»
Почему мы не будем рвать цветы и
ловить бабочек?
Почему в лесу мы будем соблюдать
тишину?
Зачем мы спим ночью?

23

55

11

56

12

57
58
59
60
61

13
14
15
16
17

62

18

63

19

64

20

65

21

66

22

Почему нужно есть много овощей и
фруктов?
Почему нужно чистить зубы и мыть
руки?
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда?
Зачем строят корабли?
Зачем строят самолёты?
Почему в автомобиле и поезде нужно
соблюдать правила безопасности?
Почему на корабле и в самолёте 6нужно
соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос?
Почему мы часто слышим слово
«экология»?
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Почему и
зачем?». Презентация проекта «Мои
домашние питомцы»
2 класс

Дата проведения
№
п/п

№
в
раздел
е

планируе
мая

фактичес
кая

Тема учебного занятия

Где мы живем (4 ч)
1
2
3

1
2
3

4

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Кол-во
часов,
отводим
ых на
освоение
каждой
темы

Родная страна
Город и село. Проект «Родной город»
Природа и рукотворный мир
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где мы живём»
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа
Явления природы
Что такое погода
В гости к осени (экскурсия)
В гости к осени (урок)
Звездное небо
Заглянем в кладовые Земли
Про воздух...
...И про воду
Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
24

19
20
21
22

15
16
17
18

23

19

24

20

25
26
27
28
29

1
2
3
4
5

30

6

31
32

7
8

33

9

34

10

35
36
37
38
39
40
41
42

1
2
3
4
5
6
7
8

43

9

44
45
46
47
48
49

1
2
3
4
5
6

50

7

51
52
53
54
55

1
2
3
4
5

Комнатные растения
Животные живого уголка
Про кошек и собак
Красная книга
Будь природе другом! Проект «Красная
книга, или Возьмём под защиту»
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Природа»
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика
Из чего это сделано
Как построить дом
Какой бывает транспорт
Культура и образование
Все
профессии
важны.
Проект
«Профессии»
В гости к зиме (экскурсия)
В гости к зиме (урок)
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Природа»
Презентация проектов «Родной город»,
«Красная книга, или Возьмём под
защиту», «Профессии»
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека
Если хочешь быть здоров
Берегись автомобиля!
Школа пешехода
Домашние опасности
Пожар!
На воде и в лесу
Опасные незнакомцы
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Здоровье и
безопасность»
Общение (7 ч)
Наша дружная семья
Проект «Родословная»
В школе
Правила вежливости
Ты и твои друзья
Мы - зрители и пассажиры
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Общение»
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг
Ориентирование на местности
Ориентирование на местности
Формы земной поверхности
Водные богатства
25

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

67

17

68

18

№п/п

№в
раздел
е

1
2
3

1
2
3

4
5
6
7

4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

22

15
16

Дата проведения
планируе фактичес
мая
кая

В гости к весне (экскурсия)
В гости к весне урок)
Россия на карте
Проект «Города России»
Путешествие по Москве
Московский Кремль
Город на Неве
Путешествие по планете
Путешествие по материкам
Страны мира. Проект «Страны мира»
Впереди лето
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Путешествия»
Итоговое повторение
3 класс
Тема учебного занятия

1 раздел: » Как устроен мир»- (7ч)
Природа. Ценность природы для людей.
Человек.
Наши проекты «Богатства, отданные
людям»

Кол-во
часов,
отводим
ых на
освоение
каждой
темы

Общество.
Что такое экология
Природа в опасности. Охрана природы.
Обобщение знаний по теме «Как устроен
мир». Проверочная работа.
2 раздел: «Эта удивительная природа»- 19ч
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ
Воздух и его охрана.
Вода.
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду! Урок- исследование
Что такое почва.
Разнообразие растений
Солнце, растения и мы с вами
Размножение и развитие растений.
Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест?
Проект «Разнообразие природы
родного края»
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
26

23
24
25

17
18
19

26
27
28
29
30
31

1
2
3
4
5
6

32
33
34
35

7
8
9
10

36
37
38
39
40
41

1
2
3
4
5
6

42

7

43
44

1
2

45
46
47
48
49

3
4
5
6
7

50
51
52
53
54

8
9
10
11
12

55
56
57
58
59
60
61

1
2
3
4
5
6
7

В царстве грибов
Великий круговорот жизни
Обобщение знаний по теме «Эта
удивительная природа»
3 раздел: «Мы и наше здоровье»- 10ч
Организм человека
Органы чувств.
Надежная защита организма.
Опора тела и движения
Наше питание
Наше питание .Проект
« Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Обобщение знаний по теме «Мы и наше
здоровье». Проверочная работа.
4 раздел «Наша безопасность» -7 ч
Огонь, вода и газ
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Наши проекты « Кто нас защищает»
Опасные места
Природа и наша безопасность.
Проверочная работа.
Экологическая безопасность.
5 раздел: «Чему учит экономика»- 12 ч
Что такое экономика?
Природные богатства и труд людей основа экономики.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Наши проекты « Экономика родного
края»
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет
Экономика и экология.
Обобщение знаний по разделу «Чему
учит экономика». Проверочная работа
6 Раздел. «Путешествия по городам и странам» 15 ч.
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Золотое кольцо России.
Наши проекты «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс
27

62
63

8
9

В центре Европы
По Франции и Великобритании
(Франция)
По Франции и Великобритании
(Великобоитания)
На юге Европы
По знаменитым местам мира
Обобщение знаний по теме «Путешествие
по городам и странам» Проверочная
работа.
Презентация проектов
Представление результатов проектной
деятельности. Формирование адекватной
оценки своих достижений

64
65
66
67

10
11
12

68

13

№п/п

№в
разделе

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5
6

7
8

7
8

9

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Дата проведения
планиру фактичес
емая
кая

4 класс
Тема учебного занятия

Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы .
Звёздное небо - великая книга Природы
Мир глазами географа.
Мир глазами историка
Когда и где? История – путешествие в
глубь времен
Мир глазами эколога
Сокровища Земли под охраной
человечества. Между народная Красная
книга.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Земля и
человечество».
Природа России (11 ч)
Равнины и горы России Экскурсия
Моря, озера и реки России.
Природные зоны России
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России
Лес и человек
Зона степей
Пустыни
У Черного моря.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Природа

Кол-во
часов,
отводим
ых на
освоение
каждой
темы

28

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

32
33

12
13

34

14

35
36
37
38

1
2
3
4

39

5

40
41
42
43

1
2
3
4

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

России».
Родной край- часть большой страны (14ч)
Наш край
Поверхность нашего края
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства
Земля-кормилица
Жизнь леса
Жизнь луга
Экскурсия в лес и на луг.
Жизнь в пресных водах.
Экскурсия на реку ( пруд)
Растениеводство в нашем крае.
(Незаметные защитники урожая)
Животноводство в нашем крае
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Родной край
- часть большой страны»
Презентация проектов ( по выбору)
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества
Мир древности: далекий и близкий
Средние века: время рыцарей и замков
Новое время:: встреча Европы и
Америки
Новейшее время: история
продолжается сегодня Проверим себя
и оценим свои достижения по
разделу «Страницы всемирной
истории».
Страницы истории России (20 ч)
Жизнь древних славян
Во времена Древней Руси
Страна городов
Из книжной сокровищницы Древней
Руси
Трудные времена на Русской земле
Русь расправляет крылья
Куликовская битва
Иван Третий
Мастера печатных дел
Патриоты России
Петр Великий
Михаил Васильевич Ломоносов
Екатерина Великая
Отечественная война 1812 года
Страницы истории XIX века
Россия вступает в XX век
Страницы истории 1920–1930-х годов
Великая война и Великая Победа
29

58
59

19
20

60

1

61
62
63
64

2
3
4
5

65

6

66

7

67

8

68

9

Страна, открывшая путь в космос
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Страницы
истории России.
Раздел «Современная Россия» (9ч)
Основной закон России и права
человека
Мы – граждане России
Славные символы России.
Такие разные праздники
Путешествие по России (по Дальнему
Востоку, на просторах Сибири)
Путешествие по России (по Уралу, по
северу европейской России)
Путешествие по России (по Волге, по
югу России)
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу
«Современная Россия».
Презентация проектов (по выбору)

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».